Разбираемся вместе с психологом
Способность понимать и признавать свои эмоции, а также умение чувствовать состояние окружающих людей и находить ключик к их сердцу – все это могут люди с высокоразвитым эмоциональным интеллектом (Emotional Intelligence). Его часто называют EQ, по сравнению с пресловутым IQ. И сегодня его развитию уделяют все больше внимания.
1 шаг – формируем словарный запас
Выражать свои чувства словами – это определенный навык. Ребенка, который расплакавшись, может признать, что он устал или опечален тем, что нужно прощаться с гостями, проще выводить из эмоционального штопора, а попросту истерики. Эмоциональная осознанность – первый шаг к высокому EQ.
2 шаг - учимся понимать чувства других
Если мама нахмурила брови, что это значит? А если, ее рот при этом улыбается…
Друг в садике расплакался, когда твой малыш посмеялся над его рисунком. Почему? Возможность считывать настроение в социуме, понимать причину и следствие человеческих реакций – тоже умение, которое нужно тренировать.
3 шаг – узнаем, как приводить чувства в порядок
Будучи в смятении, ребенок неистово плачет, заявляя о своих чувствах миру. У родителей есть два способа справиться с бурей: дать желаемое или отвлечь. Способность к самоуспокоению и размышлениям над возможными способами разрешения ситуации – тоже элемент осознанности, нарабатываемой в процессе развития эмоционального интеллекта.
Как пройти эти 3 шага на раз, два, три…
Ваше совместное времяпровождение – основа эмоционального взросления чада. Сделать его насыщенным — решаемая задача в том информационном поле, которое мы сегодня имеем.
Прекрасным способом познакомить ребенка с эмоциями служит чтение хороших детских книг. Главное, в процесе не забывать останавливаться, чтобы обсудить, что происходит с героями, как они справляются со своими трудностями, как решают проблемы, как ищут друзей и поддерживают их в сложных ситуациях. В классических детских произведениях можно встретить самые распространенные житейские ситуации. Как поступают герои, столкнувшись радостью или печалью, любовью, предательством, ложью, самоотверженностью. Выбирай хорошо иллюстрированные книги, где эмоции хорошо считываются с лиц персонажей.
Еще лучше мимика и выражения лиц видны у героев анимационных фильмов. Современные технологии позволяют создавать абсолютно «живых» персонажей с «богатым внутренним миром», отраженном в их позах, движениях и т.п.
Обратите внимание на новые сюжеты истории про «Монсиков», созданные легендарным «Союзмультфильмом» (их премьера состоялась 5 апреля в Okko).
Фантастические существа с планеты Монсиленд попадают в истории, где им волей-неволей приходится ориентироваться в мире собственных настроений. На их планете есть море Любви, Злой Вулкан, поляна Грусти, облака Счастья, остров Уныния, пещеры Жадности, болото Зависти, Пик Зазнайства и пустыня Лени. Стоит кому-то из героев слишком погрузиться в какое-либо из чувств, как он рискует незамедлительно телепортироваться в одну из этих точек на карте.
«Сопереживая мультперсонажам, дети примеряют на себя их роли, их реакции и переживания. – Отмечает консультанта проекта, психолог Лилия Гунина. – В игровой форме мультгерои показывают маленьким зрителям, как распознавать свои чувства, не теряться в них и нетравматично переключаться с одного состояния на другое».
Добрые, мудрые фильмы хорошо смотреть всей семьей, а затем обсуждать перипетии персонажей, их тревоги и радости. Пусть привычка собираться вместе за ужином дает гарантию, что взрослый и ребенок будут постоянно встречаться и делиться тем, что их интересует и волнует.
Любопытно!
Мы уже говорили о том, как важна мимика героев сказок и мультфильмов для «образовательного процесса». Между тем, в международном инфополе появились исследования о том, что вынужденное ношение масок в период пандемии, влияло на распознавание детьми эмоций значимых взрослых. «Дети начинают распознавать основные эмоции – счастье, печаль, страх, гнев и так далее — уже в возрасте 10 месяцев, а пик развития приходится на пять или шесть лет. — Сообщается в заключении специалистов Университета Торонто. — Способность видеть лица целиком является ключевой частью такого развития, и «маскировка» определенно может помешать этому процессу».
Запрет на эмоции?
«А ну, не ной, ты что маленький?!», «Рева-корова!», «Хватит дуться!» - Как часто мы отпускаем такие ремарки детям? Мы несем свой чемодан паттернов поведения из детства, где было много запретов и ограничений. Где воспитывали «удобных» беспроблемных людей, не привыкших показывать свои истинные чувства и намерения. И мы следуем тем же паттернам на автопилоте. С одной стороны заманчиво иметь тихих, бесконфликтных детей. С другой, не нужно забывать, что подавленные чувства никуда не исчезают, перерождаясь в неврозы и страхи. Все наши эмоции очень важны. Они сообщают нам, что мы живые. Когда мы учим детей понимать и проживать свои чувства, анализировать происходящее, мы заботимся об их будущем.
Хотите, чтобы ваш ребенок добивался значительных успехов по жизни? В ваших руках повысить уровень его эмоциональной «грамотности».
СМОТРЕТЬ ПОХОЖИЕ ЗАДАНИЯ